Cartier: история бренда

Дарья Бачурина
Москва 3

История бренда, который зарекомендовал себя как производитель элитных предметов роскоши, насчитывает больше полутора веков.


Луи-Франсуа Картье (Louis-François Cartier) родился в 1819 году. Свое юношество он провел в мастерской Адольфа Пикару, куда его еще ребенком привел отец, владелец пороховой лавки. В результате подмастерье превратился в искусного ювелира и, выкупив мастерскую в 1847 году, основал бренд Cartier. Можно сказать, что популярность бренда началась со случайного стечения обстоятельств. Продукцию Луи увидела племянница Наполеона I, и, похваставшись в императорском дворе приобретением, в мгновение превратила ювелира в самую популярною личность среди придворных дам. Такая популярность позволила бренду активно развиваться. А так как идей и задумок и Луи было много, ассортимент бренда увеличивался стремительно, на радость поклонникам ювелирных украшений. Любимой темой ювелира были насекомые, которых он искусно копировал, используя драгоценные камни и высококачественные материалы.

Благодаря тому, что основными клиентами Cartier были придворные дамы, ценовая политика бренда сразу установилась на высокой планке. Популяризация бренда в самых высоких кругах, позволила уже в 1867 году принять участие во Всемирной выставке в Париже.

Когда бренд Cartier открыл свой первый большой магазин в Лондоне, в нем уже работали два ювелира Луи-Франсуа Картье и его сын Альфред Картье. Разные взгляды на ювелирное дело помогли развиваться сразу в нескольких направлениях и охватывать большее количество заказов от премиум клиентов. Два ювелира, представляющие один элитный бренд, получили статус придворных ювелиров королевских дворов Франции, Испании и Англии.

В 1874 году отец отошел от дел, передав все в руки сына. Но это не сказалось на качестве продукции, так как отец очень многому научил и так талантливого сына.

Следующий этап развития бренда произошел в начале 20 века. Когда в дело вступило третье поколение Картье – сыновья Альфреда – Луи, Пьер и Жак.

В 1899 году старший сын Луи (названный в честь дедушки) открыл магазин на Rue de la Paix в Париже и стал заниматься Французским подразделением.

В 1902 году, по заказу королевского двора была изготовлена корона для коронации Эдуарда VII.

В этот же период, на волне конкуренции с Карлом Фаберже, Луи освоил технику работы с эмалью и выпустил коллекцию украшений.

Именно благодаря Луи бренд открыл для себя новую сферу деятельности – производство часов в 1904 году. Как-то друг юноши, известный авиатор пожаловался на то, что во время полета не удобно доставать и смотреть на карманные часы. Это подтолкнуло молодого человека к гениальной идее – созданию наручных часов, которые он назвал в честь того, для кого был создан первый экземпляр - Альберто Сантос-Дюмона. Мужские часы Cartier Santos обладали характерным квадратным корпусом и в отличии от своих карманных предшественников были плоские.

А вот женские модели часов не прижились, т.к. в этот период в моде были длинные перчатки. И даже богатое украшение аксессуара не помогло его популяризации.

В 1907 году бренд подписал соглашение с люксовой Швейцарской часовой компанией на эксклюзивное изготовление механизмов для часов Cartier. Одновременно с этим бренд активно открывал магазины во всех крупных европейских столицах, в том числе и Санкт-Петербурге. После открытия магазина в Российской столице, компания Cartier провела большую выставку своих товаров, которые поразили и восхитили царское общество. Впоследствии бренд получил статус ювелиров царского двора при Николае II.

Средний сын – Пьер Картье, решил развивать компанию на территории США, и в 1909 году открыл представительство в Нью-Йорке. Окончательно перебраться в Нью-Йорк Пьер решился лишь в 1917 году.

В 1910 году компания зарегистрировала фирменный логотип Cartier.

В 1912 году, бренд выпустил сразу две модели, модифицированные версии которых до сих пор производятся компанией Cartier Tortue и Cartier Baignoire.

Следующая модель часов вышла спустя пять лет в 1917 году Cartier Tank, на создание которых Луи вдохновили танки Западного фронта. Часы этой модели выпускаются и в настоящее время в различных вариациях, которых насчитывается около тридцати.

После Первой Мировой Войны, компания начала подстраиваться под современное общество, которое сменяло аристократов на бизнесменов. В отличие от аристократов, которые любили изобилие и богатое убранство, бизнесмены предпочитали более скромные вещи с большей функциональностью. Именно поэтому ассортимент компании был расширен за счет предметов для массового покупателя – авторучек и зажигалок.

В 1914 году был создан еще один фирменный знак бренда Cartier – пантера с изумрудными глазами, которая впервые появилась на ювелирных украшениях.

В 1920 году компания Cartier и компания Jaeger-LeCoultre подписали соглашение о выпуске часовых механизмов исключительно для бренда. С первыми выпущенными часами появилась новая тенденция пронумеровывать каждую модель четырехзначным кодом. И в этот же год, во главе Лондонского подразделения бренда встал самый младший сын Альфреда – Жак.

Еще одна уникальная разработка компании, которая с виду кажется простой, но при этом «зацепила» множество поклонников ювелирных украшений – кольцо trinity выпущенное в 1925 году, представляющее сплетение трех простых колец белого, розового и желтого цветов, олицетворяющих любовь, дружбу и преданность.

В этом же году компания заняла центральную позицию на Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes в Париже.

В 1933 году направление Cartier Fine Jewelry возглавила Жанна Туссен. Так же в 1933 году компания презентовала часы из чистого золота с водонепроницаемым корпусом.

В 1942 году во время оккупации Франции была выпущена брошь - Птица в клетке. После освобождения Франции от оккупации бренд изготовил еще одну брошь - Освобожденная птица. Этот год запомнился бренду не только военными действиями, но и смертью сразу двух представителей семейства Картье - Луи и Жака.

В 1945 году бренд меняет название на Cartier International и во главе встает последний представитель династии Пьер Картье. Главным направлением компании становится разработка новых моделей часов, при этом оставляя ювелирное направление, но в урезанном варианте.

В 1964 году умирает Пьер Картье, который оставляет все наследство прямым наследникам бренда – сыну Жака – Жан-Жаку (Лондон), сыну Луи – Клоду (Нью-Йорк), и своей дочери Марионн Кладель (Париж). Но дети решили не продолжать семейное дело и продали свои подразделения. В таком формате компания просуществовала более десяти лет. Развиваясь каждый в своем направлении, но при этом, не снижая уровень качества. Например, в 1969 году одно из подразделений компании приобрело бриллиант грушевидной формы весом 69.42 карата, который был продан супругу Элизабет Тейлор.

В этом же году ювелир бренда Олсо Кипулло изготовил уникальный браслет LOVE, который вошел в историю ювелирного искусства. Уникальность браслета заключалась в том, что его практически невозможно надеть самостоятельно по принципу пояса целомудрия. К браслету прилагалась золотая отвертка, с помощью которой вкручивался винт, закрывающий браслет.

В 1972 году Парижкое подразделение выкупили инвесторы, которые назначили Алана Доминика Перрина генеральным директором. Два года спустя, было выкуплено подразделение в Лондоне, а спустя еще два года в Нью-Йорке. В 1979 году компания вновь объединилась под новым названием - Cartier World и открыла бутики Les Must de Cartier с новым концептуальным подходом в Лондоне, Токио и Гонконге. Также товары бренда начинают появляться и на прилавках элитных мультибрендовых магазинов. Ассортимент был расширен за счет аксессуаров – платков, ремней, сумок и т.д.

В 1981 году компания открывает для себя новое направление – парфюмерную линию. Первый женский аромат был выпущен во флаконе в виде зажигалки и назывался Must de Cartier. В этом же году бренд выпустил и мужской аромат, получивший название Santos, как и первые наручные часы. Для всех последующих ароматов бренда выбиралась упаковка, разработанная на основе других предметов бренда.

В 1982 году для разработки дизайнерской коллекции бренда Nouvelle Joaillerie была приглашена Мишель Кануи. Этот новый стиль подразумевал скромную изысканность с элементами современной оригинальности.

В 1984 году бренд открыл ассоциацию современных художников Fondation Cartier pour l’art Contemporain. Данное подразделение возглавил Ален-Доминик Перрен

В 1987 году Альберто Марильяс разработал женский аромат Panthere De Cartier, который разливали во флакон в форме пантеры. Данный аромат до сих пор один из самых популярных.

В 1988 году компания приобретает контрольный пакет Piaget and Baume & Mercier.

В 1989 году была открыта выставка «Искусство Картье» в Musee du Petit Palais в Париже, а два года спустя выставка прошла в Санкт-Петербурге в музее Эрмитаж.

В 1990 году бренд выпустил второй мужской аромат Pasha de Cartier.

Начиная с 1991 года, благодаря бренду Cartier в Женеве проходит съезд-форум для производителей часов - Comite International de la Haute Horlogerie.

Концерн Richemond в состав, которого входит бренд Cartier с 1993 года занимается выпуском различных предметов роскоши. Благодаря этому Cartier разбивает свою деятельность на 14 направлений, каждое из которых производит определенный товар под знаком бренда.

В 1994 году тема России была раскрыта дизайнерами бренда в коллекции «Очарование золота Картье». Год спустя бренд открыл выставку в Азии.

В честь 150 летнего юбилея бренд провел большую выставку в Швейцарии в 1996 году, демонстрирующую как современные часы и украшения, так и те, что бренд изготавливал в самом начале своего формирования.

Cartier ежегодно пополняет коллекцию, выкупая предметы роскоши, изготовленные ювелирами бренда с момента основания.

В 2003 году компания выпустила коллекцию, навеянную искусством китайских мастеров - Поцелуй дракона, которая, по мнению менеджеров компании, приносит удачу, богатство и благоденствие.

В 2012 году бренд был выкуплен южноафриканской семьей Руперт.

В разные годы на Cartier работали самые именитые парфюмеры: Жан-Клод Эллен, Кристин Нагель, Альберто Марильясом, Матильда Лоран.

А еще...