Черно-белая фотография: мастера нуара

Альбина Шарифуллина
Москва

Фотографировать может только тот, кто сумеет выстроить на одной оси глаз, голову и сердце"

                                                                                                                                                                            Анри Картье-Брессон

Черно-белый снимок, как исток фотографии, не остался воспоминанием прошлого века. Символ начала истории фото-искусства перерос спустя время в отдельный жанр с миллионом последователей, так называемого, нуара. Со времени появления первого монохромного кадра, сделанного Жозефом Ньепсом, экспозиция которого длилась 14 часов, прошло почти двести лет. За два века фотография претерпела множество изменений, но вопреки всем цифровым технологиям, бесцветные кадры по прежнему остаются . Классика фотографии никогда не потеряет свой статус высокого искусства.

Черно-белая фотография не только про эстетику кадра. Она, в первую очередь, про ощущение. Про мысль, что автор греет своим сердцем. И про эмоцию. Сильную и выразительную, которая становится личным посылом. Исключая все лишнее, снимок позволяет сосредоточить глаз наблюдателя на важном, расставить акценты и прочувствовать миг затвора на камере. И если цветные фотографии передают всю палитру оттенков, то черно-белые — гамму чувств. Но мы то знаем: истина не в глазах смотрящего, истина внутри.

Отсутствие цвета, возможного отвлечения внимания, требует продуманной композиции при съемке монохромного изображения. Гений репортажной фотографии Рене Мальтет внимательно относился к сюжету кадра, его ироничные снимки всегда были о чем то большем, чем просто удачно пойманный момент.

О личном взгляде на простое и восприятие сего как проекцию сложного рассказывают в своих работах китайский мастер Ян Минг и швед Нильс-Эрик Ларсон, запечатляя яркие секунды из повседневности на камеру.



Ян Минг

Нильс-Эрик Ларсон

Не всякий удачный момент случаен, в иной ситуации для получения кадра требуется ожидание. Джейсон Петерсон, уличный фотограф из Америки, готов возвращаться на одно и то же место снова и снова, пока не сделает там идеальный снимок.

Конечно, невозможно представить искусство черно-белых снимков без француза Анри Картье-Брессона — отца фотожурналистики и «уличной фотографии». Главная черта и поистине дар фотографа — это «решающий момент», словосочетание, которое с его легкой руки получило в фотографическом мире широкую известность. Брессон всегда старался снимать любой сюжет в момент пика его эмоционального напряжения, так он приобретал наиболее гармоничную композиционную форму, что чувствуется через его фотографии. Подход Картье к предмету и смыслу фотографий предельно прост: мастер считает, что в момент съемки вовсе не обязательно знать, зачем ты вообще снимаешь. 

«Самое трудное для меня это портрет», – сказал как-то Анри Картье-Брессон, — «Надо стараться фокусировать объектив между кожей портретируемого и его рубашкой».

Осмельтесь оспорить тот факт, что портрет в ч/б намного выразительней. Передать истинную сущность человека за всеми морщинками, его скрытую тайну за тем обликом, что он принял, не так легко. Это открытие большого человеческого секрета происходит в ничтожно малый интервал времени и задача фотографа - успеть поймать миг снятия маски. Один из самых знаменитых портретистов Юсуф Карш призывал смотреть внутрь снимка, поскольку «простое сходство не ведет к успеху».

В портретных снимках англичанина Терри О`Нилла — автора множества фотографий знаменитостей — ярко прослеживается настроение. Запечатлеть не образ и недосягаемый идеал, возведенный обществом, а индивидуальность и чувственность актера, музыканта или писателя, попадавших в объектив фотографа, Терри удавалось с первых же своих шагов в индустрии — успех пришел к нему, когда молодой человек, работая в аэропорту и снимая интересных персонажей на свою Agfa Sillette случайно сфотографировал спящего человека в зале ожидания в аэропорту. Впоследствии выяснилось, что это был Министр Внутренних Дел Великобритании, и снимок оказывается на обложке Sunday Dispatch.

Говоря о выразительности — среди анималистов так же есть профессионалы своего дела. Кто не знает Дэвида Ярроу? Одного из самых известных фотографов, который снимает мохнатых и не очень соседей нашей планеты исключительно в черно-белой гамме.

Родоначальник пейзажной монохромной фотографии Ансел Адамс еще раз напоминает о значимости композиции. И если в случае с репортажной съемкой, главным фактором является момент, то получение хорошего пейззажного снимка требует систематичности. В основе концепции Адамса предварительная, математическая визуализация кадра — разделение снимка на темные и светлые тона, измерение освещенности и контроль света. Коул Томпсон, собравший множество наград, при этом делает акцент на отсутствие рамок, потому как искусство — это «создание нового».


Ансел Адамс

Коул Томпсон

В индустрии моды среди знаковых личностей выделяется Питер Линдберг — один из самых почитаемых фотохудожников, работающих преимущественно в нуар. Изначальное предпочтение монохрома цвету стало его фирменным подчерком. При том, что немецкий мастер специализируется на рекламных симках, фотографии Питера подкупают естественностью и глубиной выразительности.

А еще...